9 способов увеличить стоимость бизнеса при его продаже
Дельные советы от профессионального бизнес-брокера
Андрей Попов, генеральный директор бизнес-брокерской компании «Бизнес Маркет»
Ценность – определяющее условие для приобретения любого товара/услуги, а в нашем случае – готового бизнеса. Чтобы продать дороже, в первую очередь, нужно повысить ценность вашего бизнеса в глазах потенциального покупателя.
Как это сделать? В этом небольшом пособии мы дадим рекомендации, которые точно работают и не раз и доказали свою эффективность на практике.
Компания «Бизнес Маркет»
Работает на рынке купли-продажи готового бизнеса с 2019 года. За время работы мы помогли собственникам продать более 500 объектов готового бизнеса на сумму свыше 700 миллионов рублей. Ежемесячно мы получаем порядка 200 заявок на покупку и продажу бизнеса.
Учет «на коленке» – плохая идея. Покупатель, в первую очередь, хочет видеть в вашем бизнесе машину по зарабатыванию денег, а не творческий хаос и беспорядок, осваивать который ему предстоит.
Сейчас есть масса сервисов и CRM систем (в том числе бесплатных), которые помогут сделать ваши финансы прозрачными, а бизнес понятным, а значит и более привлекательным:
Начните делегировать все функции, которые можно делегировать без потерь. Принимаете самостоятельно звонки – переключите их на менеджера, отдел продаж или колл-центр на аутсорсе.
3. Исключите личные связи
Исключите личные связи, подрядчиков по «знакомству» и с устными договоренностям замените на официальные договорные отношения, которые продолжатся после смены собственника.
4. Сократите постоянные расходы
Но только если это в конечном итоге не повлияет на выручку! Покупателей часто смущают дорогие арендные площади, высокий ФОТ и прочие постоянные платежи.
5. Подтвердите финансовые показатели
Чем выше степень подтверждения цифр, тем выше может оцениваться бизнес. Собирайте всю информацию по доходам и расходам вашей компании. Храните чеки, накладные, договоры. Старейтесь вести учет таким образом, чтобы можно было с легкостью проанализировать данные за любой выбранный период. Особенно это важно, если есть положительная динамика и выручка растет.
Пример оформления финансовой отчетности брокером «Бизнес Маркет»:
6. Договор лучше, чем договоренность
С поставщиками, клиентами, арендодателем старайтесь зафиксировать договорами все договоренности. Чем больше сроки договора – тем лучше.
7. Распишите бизнес-процессы
В «Бизнес Маркет» обращался покупатель, который посмотрел два очень похожих бизнеса – салоны мебели на заказ. Первый вариант стоил 1 млн ₽, второй – 1,65 млн ₽ , но выручка, и количество сотрудников были примерно одинаковыми.
Клиент выбрал более дорогой вариант по одной причине – продавцы описали все бизнес-процессы, которые происходят в компании. У них были разработаны чек-листы и скрипты продаж. Они даже записали видеоинструкции для покупателя бизнеса – от размещения рекламы и приема входящих звонков до исполнения обязательств по договорам.
Покупатель четко понимал, что, купив этот вариант, он с высокой долей вероятности сможет сохранить, а то и приумножить финансовые показатели.
8. Следите за репутацией в сети
Случается, что покупатель отказывается от бизнеса, несмотря на то, что все предоставленные данные были подтверждены. Причиной может стать нелестные отзывы о компании в сети.
Покупатели зачастую идеалисты, и считают, что все должно быть идеально. Промониторьте информацию о своем бизнесе в интернете. Если отзывов нет – попросите ваших лояльных клиентов оставить их. Если же они отрицательные – попробуйте это исправить.
Отзыв о компании «Бизнес Маркет» в Яндекс Картах:
9. Проводите первый показ бизнеса в момент максимальной загрузки
Когда вы показываете пустое помещение без людей, без кипящей работы и заказов, единственное, что видит покупатель, – это материальные активы. Когда он видит бурлящий процесс в бизнесе – его интерес только подогревается. Он не обращает внимание на оборудование, он видит здесь бизнес.
Да, возможно, вам не удастся рассказать все тонкости вашего бизнеса, но, может, оно и к лучшему. Всегда можно организовать вторую и последующие встречи, чтобы обсудить детали. Задача первой встречи – произвести впечатление.
И самое важное!
Мало иметь хороший бизнес, важно научиться грамотно его презентовать. У вас должна быть хорошая презентация, которая раскрывает все ценности вашего бизнеса. Вы должны научиться говорить.
«У тебя может быть лучшая в мире технология. Может быть лучшая бизнес-модель. Но если ты не умеешь рассказывать об этом – плюсы не имеют значения. На бизнес никто не взглянет»
Джефф Безос
Сделайте тизер, инвестиционную презентацию, и вручите ее покупателю при встрече. Покупатель смотрит бизнесы десятками. И только вы дадите в руки ему этот материал (поверьте, мало кто этим заморачивается, и зря: эффект протестирован). Из всех предложений, которые видел покупатель, только ваше будет у него на руках и оно запомнится ему лучше всех.
Различные варианты продвижения готового бизнеса от «Бизнес Маркет»: презентационный лендинг, посты в соцсетях, продвижение в топ объявлений на Авито, рассылки, публикации в блогах и СМИ, таргетированная реклама